Главная Новости Димитровградец Олег Сурков нашел место последнего упокоения своего деда-участника войны
Димитровградец Олег Сурков нашел место последнего упокоения своего деда-участника войны

59-летний димитровградец Олег Сурков почти всю жизнь искал место гибели и захоронения своего деда-участника Великой Отечественной войны. В этом году его поиски увенчались успехом. Вот уже пять лет Олег живет и работает в Москве. Долгие годы он вел изыскания в интернете, пытаясь докопаться до истины.

- В детстве бабушка Поля часто рассказывала мне про дедушку, погибшего на войне. Он был председателем колхоза в Лесной Васильевке, тогда относившейся к Малокандалинскому району. В их семье было четверо детей (пятый так и не увидел своего отца). Когда началась война и объявили всеобщую мобилизацию, дед отказался от брони и записался на фронт добровольцем. В ответ на бабушкины слезы он сказал: "Как я буду смотреть людям в глаза, если останусь в тылу?". И шагнул в вечность.

В Лесной Васильевке есть памятник тем, кто в роковые 40-е ушел на фронт и не вернулся. И среди них значится имя Григория Суркова. А вот места его последнего упокоения родные долго не знали. Гибель 39-летний Григорий Сурков мобилизовался в сентябре 1941 года, а 23 декабря погиб в первом же бою возле деревни Пески Тульской области. Так значилось в похоронке, полученной его женой Пелагеей.

- Житель соседней деревни, однополчанин деда, после войны рассказал бабушке о том, как проходил этот бой и как погиб ее муж. Одному богу известно, что перенесла моя бабушка Пелагея Алексеевна, слушая его рассказ, - говорит Олег. "Мы шли по огромному заснеженному полю, - рассказывал бабушке Олега фронтовик. - Вдруг из оврага прямо на нас выполз немецкий танк и открыл огонь. Единственный пулемет был у вашего мужа. Остальные были вооружены винтовками. Для нас это был первый бой и для многих он стал последним. Несмотря на пулеметный огонь, танк оставался неуязвимым. Он с ревом носился по полю и давил своими гусеницами все живое...". Сколько времени продолжался этот ад, односельчанин Суркова ответить не мог. Но когда бой закончился и немцы отступили, в снегу нашли разбитый пулемет и мертвого пулеметчика. И однополчанин узнал в нем своего земляка - Григория Дмитриевича...

По словам очевидца, все поле был залито кровью. Погибших хоронили в братской могиле возле небольшой деревни под названием Пески.

- Однополчанин деда давно уже умер, в 1980 году не стало моей бабушки, - рассказывает Олег Сурков. - Она так и не смогла побывать на могиле своего мужа, на картах Тульской области такой деревни уже не значилось, запросы в Министерство обороны не могли сообщить ничего нового - Тульская область, деревня Пески. Казалось, отыскать могилу деда Сурков уже не сможет.

 

Бой

Некоторые данные Олег нашел на сайте ОБД "Мемориал". Именно здесь он наконец-то узнал, что дед воевал в 356-й стрелковой дивизии, которая формировалась под Куйьышевым. 1185 полк, куда попал Григорий Дмитриевич, проходил боевую подготовку селе Богатое.

- Тульские краеведы направили меня на форум "Потери 356 СД под деревней Булычи". Здесь мне удалось найти новые подробности случившегося почти 77 лет тому назад: "1185 полк попал в засаду возле Булычей и понес большие потери, особенно много погибших и пропавших без вести было 23 декабря". Потери составили пять тысяч человек. А все потому, что командование поспешило в первые же сутки штурма деревни сообщить о ее взятии. Как выяснилось, взяли ее только на третий день. Вместе с дедушкой на том же поле, которое сегодня называется Кровавым (сейчас там сельхозугодья), полегло много его земляков. В списках я нашел и деда, и еще 42 мужчин, призывавшихся из Ульяновска и области.

Олег Сурков вместе с сыном Кириллом отправились на место первого и последнего боя своего предка.

 

Нашли!

Несколько дней отец с сыном объезжали и обходили места боев в Чернском районе Тульской области. Сурковым очень помогли местные жители, многие из которых оказались очевидцами тех событий. Оказалось, после боя павших героев похоронили прямо там, на поле. Но позднее, уже в мирное время, их прах перенесли в братскую могилу Мемориала погибшим в деревне Троицкое-Соловьевка, в семи километрах от Кровавого поля. Рассказы очевидцев подтвердили это. И хотя фамилии деда и прадеда на памятных плитах Мемориала отец с сыном не нашли, они уже точно знали - Григорий Степанович лежит здесь. Но Сурковы увидели на плитах имена трех ульяновцев: на обелиске в Троицком указаны фамилии Казакова П.Д., Колбанова С.Д. и Коптева И.М..

А после земляки отправились на поиски самой деревни Пески. У них нашелся проводник - бывший житель этих мест, назвавшийся Алексеем. Самого села уже давно нет на карте. От Булычей остались только несколько полуразрушенных домов. А на поле между двумя этими населенными пунктами, где в декабре 1941-го шел жестокий бой, сегодня сеют зерновые...

- Как люди теряют дар речи? Теперь я это знаю, - вспоминает Олег. - Я сказал: "Ну, вот и все - перед нами земля, политая твоей кровью, дед... Скоро эта земля окажется у тебя дома, на могиле не дождавшейся тебя жены, на могилах твоих детей...".

Сурковы отправились в районный центр Чернь, который готовился ко Дню Победы. Представитель военкомата, которому Олег рассказал о своих изысканиях, пообещал, что на плитах Мемориала имя Григория Дмитриевича обязательно появится. Место останется и еще на две фамилии. А чтобы установить новые плиты и выбить на них имена других его погибших однополчан, потребуются дополнительные средства. Но их в бюджете военного ведомства не заложено.

Спустя некоторое время земля с братской могилы, где покоится прах Григория Суркова, была доставлена в Димитровград. Здесь в присутствии родственников ее соединили с землей на могиле его жены Пелагеи Алексеевны...

Оригинал статьи Олега Суркова с большим количеством фотографий здесь - http://chessdgrad.ru/mynews/17052018.html

25 мая 2018

Комментарии (0)