Главная Новости Финны поразили наших учителей
Финны поразили наших учителей

Непутевые заметки о системе школьного образования Финляндии,

или Мысли вслух об идеях для одной из школ …

(Н.А. Попова, директор Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области)

С третьего по седьмое июня мне посчастливилось побывать в стране, о которой я практически ничего не знала, - в Финляндии. Наверное, именно поэтому всё в этой стране, а точнее в её столице, Хельсинки, вызывало неподдельный интерес, удивление, восхищение и, порой, непонимание. Нужно отметить, что удивляет в Хельсинки многое. Вот лишь некоторые моменты, которыми хочется поделиться.

Все жилые дома в Хельсинки невысокие, аккуратные, с небольшими цветниками – не дома, а игрушечные домики. Внутри дворов обязательно стоят кованые столики и скамейки, всё вокруг чисто и уютно. В каждом дворике обязательно отведено место для стоянки велосипедов, которые стоят тут же, и никому нет до них дела. Нужно отметить, что в Финляндии особое отношение к велосипедистам. Для них специально на тротуарах выделены полосы для движения. Интересно то, что пешеходы, даже при отсутствии велосипедистов, практически никогда не пересекают их полосу. В свою очередь, велосипедисты так же не нарушают права пешеходов. Непременным атрибутом велосипедиста является шлем на голове, что говорит о соблюдении финнами правил безопасного движения.

О соблюдении правил безопасного движения стоит сказать особо. За время нашего пребывания в Финляндии мы не увидели ни одного инспектора дорожного движения, ни одного полицейского. В них, наверное, нет необходимости – финны с особой педантичностью соблюдают правила дорожного движения. Несмотря на очень узкие улицы, автобусам, машинам, трамвайчикам удаётся разъезжаться без проблем. Да, трамвайчики, именно так их хочется назвать, напоминают наши автобусы-«гармошки». Курсируют они по всему Хельсинки, за час-полтора можно познакомиться со всеми достопримечательностями столицы Финляндии и получить массу удовольствия от увиденного.

Моё внимание привлекли финские таксисты: непременно в строгих деловых костюмах, в рубашках светлых тонов и начищенных до блеска ботинках. Нашим таксистам не мешало бы перенять этот опыт. А вот женщины в Хельсинки внимание не привлекают. Одетые в куртки или рубашки серо-сине-коричневых тонов из жатой ткани, с шарфом, в несколько слоёв обмотанном вокруг шеи, в туфлях-лодочках (в лучшем случае) или кедах (чаще всего), с волосами, собранными в «конский хвост», стараются не выделяться на общем фоне улиц. Практически нет женщин одетых в деловом стиле и носящих обувь на каблуках. Поэтому дамы нашей делегации производили на финнов неизгладимые впечатления – красивые, яркие, жизнерадостные, мы стали украшением города Хельсинки на несколько дней.

Украшает Хельсинки и набережная. Скорее, не её красота, а множество катеров, яхт и небольших прогулочных корабликов. Обилие чаек, чувствующих себя хозяевами не только в береговой части города, но и в его центре, настораживало и пугало. А удивляло количество ресторанов в Хельсинки и обилие в них посетителей. Значит, с достатком у финнов всё в порядке. Наше пребывание в Хельсинки было связано с изучением системы школьного образования в Финляндии.

Нужно отметить, что это довольно чётко и логично выстроенная система, дающая, согласно исследованиям PISA, хорошие результаты. По результатам PISA 2009 года, Финляндия оказалась одновременно второй по наукам, третьей по чтению и шестой по математике. Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

В 2010 году американский журнал Newsweek назвал Финляндию лучшей страной в мире по качеству образования. Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии должна стать его ядром. В течение последних нескольких десятилетий в Финляндии проводится реформирование всей системы образования (дошкольного, школьного, профессионального и высшего) по определенным принципам (поэтапно реформы в системе образования происходят примерно раз в 20 лет).

Особенностями финской системы являются: индивидуализация образования, гуманизация (уважительное отношение к обучающемуся), принцип развития (развивающая среда), высокий уровень подготовки и оплаты труда педагогов. Прежде, чем поделюсь впечатлениями от увиденного в школах, расскажу немного о том, как устроено школьное образование в Финляндии. Образование в Финляндии бесплатное, в том числе и высшее.

Действительно, бесплатное – учащимся предоставляются учебники, медицинское обслуживание, питание. Обеспечение безопасности образовательных учреждений, их материально-техническое обеспечение (покупка школьной мебели, компьютерной техники, учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования), выполнение ремонтных работ производится за счёт средств муниципалитета. Закономерен вопрос: откуда у муниципалитета столько средств?

Ответ оказался простым: с каждого проживающего на территории муниципалитета взимается налог от 17 до 20 процентов. Полученные средства распределяются на нужды муниципалитета, и, в первую очередь, на образование. В школах Финляндии практически отсутствует инспектирование их различными проверяющими организациями. Если в школу и приходит инспектор, то цель его посещения не сводится к тому, чтобы найти нарушения и наказать за них, цель проверки – помочь в устранении выявленных нарушений.

Система штрафов, накладываемых на образовательное учреждение, отсутствует, равно как и такие понятия, как установка лимитов на потребление тепло- и энергоресурсов. Директора посещённых нами школ не могли понять, как можно наказать директора за нарушения в организации пожарной безопасности и санитарных норм, если за это лежит ответственность на муниципалитете! А с перерасходом воды, тепла и электроэнергии в финских школах совсем не знакомы, так как потребляется их ровно столько, сколько необходимо для организации учебно-воспитательного процесса!

И ещё: директор в финской школе занимается только организацией учебного процесса. Он не знаком с аукционами, ремонтными работами, закупками учебников и оборудования, организацией горячего питания школьников и многим – многим другим, с чем сталкивается в своей ежедневной деятельности директор российской школы. Немного обидела фраза госпожи Тоини Раухамаки, директора старшей школы в городе Эспоо: «Если вам нечем заниматься в школе, занимайтесь всем этим. А у меня помимо этого есть много задач, которые необходимо решить в школе!»

Думаю, что выражу общую точку зрения директорского корпуса школ: не хочется нам заниматься всем вышеперечисленным, да деваться некуда! Однако воодушевила фраза Ольги Михайловны Касимовой, директора Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области, сказанная в ответ на слова Тоини Раухамаки: «Наши российские директора в Финляндии не пропадут, а вот финские в России выжить не смогут!» Пожалуй, это, действительно так!

Каждая школа работает в соответствии с целями, поставленными ею самой на текущий учебный год. Таких целей может быть от трёх до пяти, причём цели должны быть измеримыми. За невыполнение поставленных целей образовательному учреждению грозит наказание.

Учебный год начинается 9 августа, заканчивается 1 июня и строится следующим образом: 190 рабочих дней, состоящих из 5 циклов по 7,5 недель, продолжительность учебного занятия с 1 по 9 класс – 45 минут, с 10 по 12 класс – 75 минут. Занятия начинаются с в 8 часов 15 минут, заканчиваются в 16 часов. С 1 июня детей (и учителей) в школах найти практически невозможно (за исключением тех, которые решили позаниматься дополнительно).

Летние оздоровительные лагеря при школах отсутствуют, как и работа учителей в летний период с «трудными» подростками (их просто нет, так как высока ответственность родителей).

Интерес вызвала организация системы повышения квалификации учителей. Финские учителя должны быть готовы к постоянному самообразованию. Именно поэтому, в Финляндии, учителя 3-4 раза в течение года по субботам (в свой выходной день) посещают курсы и семинары, на которых их знакомят с новинками в области образования. Наверное, это правильно, ведь система образования постоянно развивается, и у учителя появляется возможность не только узнать что-то новое в области образования, но и попробовать внедрить это самое новое в учебно-воспитательный процесс сразу, а не ждать 5 лет, хотя, конечно, это зависит от человека! Хочется отметить, что наш институт повышения квалификации города Ульяновска вводит новую форму обучения педагогических работников – модульные курсы, которые позволяют учителю своевременно узнавать о современных тенденциях в области образования.

В первый класс дети идут в тот год, когда им исполняется семь лет. Перед поступлением ребёнка в первый класс у родителей есть возможность водить его в «нулевой» класс для выравнивания стартовых способностей ребёнка. Около 90% маленьких финнов охвачено таким образованием.

Порадовалась за нашу систему образования – наши дети, также как и финские, имеют возможность выровнять свои стартовые способности.

Финская школа делится на начальную, в ней дети обучаются с 1 по 6 класс, основную – с 7 по 9 класс, и старшую (гимназии, лицеи) – с 10 по 12 класс. При чём это деление учитывается при строительстве зданий школ – есть только начальные школы, школы, осуществляющие обучение по основным программам обучения, и гимназии (лицеи).

Думаю, что это неплохая идея – обучать детей разных возрастов в разных зданиях, специально оборудованных под тот или иной возраст учащихся, так как каждому возрасту необходима своя образовательная среда. К тому же учитель, работающий с определённым возрастом детей, оттачивает своё мастерство, тем самым влияя на качество получаемого детьми образования в лучшую сторону. Почему бы не воплотить в жизнь эту идею в рамках отдельно взятого города? Может, стоит попробовать?

Хотя, и в нашей российской системе образования есть такие виды образовательных учреждений, как начальная школа и детский сад – школа. Причём они успешно работают у нас в Ульяновской области, подготавливая дошкольников и младших школьников к дальнейшему обучению! В начальной школе все учебные предметы ведёт один учитель, за исключением таких предметов, как музыка, иностранный язык.

Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного. При этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых – высшее образование и степень магистра. На конкурсной основе проводится отбор не только в высшее учебное заведение (8-10 человек на место), но и при приёме на работу.

В основной школе каждый предмет ведётся отдельным учителем. В течение всего периода обучения детей проводятся контрольные работы, которые оцениваются по 10-балльной системе. По окончании 9 класса не проводится никаких экзаменов – у каждого учащегося вычисляется средний балл, по которому он будет зачислен в 10 класс гимназии (лицея) или профессиональное училище. Чтобы учащемуся поступить в 10 класс, ему необходимо в течение обучения в 9 классе написать заявление в Национальное Управление по образованию Финляндии, указав пять школ, в которых он хотел бы обучаться, выстроив их по убывающей шкале. На основании полученных от учащихся заявлений Национальное Управление по образованию выстраивает рейтинг гимназий (лицеев) и исчисляет средний балл для поступления в них. Каждое образовательное учреждение данной ступени имеет свою направленность (профиль).

Поступить в гимназию (лицей) можно лишь, если средний балл по окончании 9 класса не ниже семи и не зависит от территориальной принадлежности. Есть такие образовательные учреждения, в которые можно поступить только с девятью баллами из десяти. Ни директор, ни заместитель директора гимназии (лицея) не имеет никакого отношения к приёму учащихся в 10 класс. В образовательное учреждение приходит список учащихся, подлежащих к зачислению в него и имеющих именно тот средний балл, который был необходим. Считаю, что идея с такой организацией зачисления учащихся в старшую школу, может быть применима и в наших школах, так как это позволит обучать в школе старшей ступени детей, целенаправленно претендующих на получение высшего образования, в соответствии с их уровнем подготовленности, независимо от того, на какой территории они проживают.

Да и, направленность образовательного учреждения на один-два профиля в наших условиях позволит сконцентрировать усилия на более полном комплектовании материально-технической базы школы. В старшей школе Финляндии нет такого понятия, как «обучаюсь в 10 (11, 12) классе». Здесь дети обучаются на курсах. За время обучения в старшей школе необходимо освоить минимум 75 курсов. Освоить их можно и за 2 года, и за 3 года, и за 4 года. Это зависит от самого учащегося, который в начале учебного года сам выбирает себе курсы, которые он будет изучать, причём это могут быть как углубленные курсы (финны их называют «длинными»), так и обычные («короткие» курсы). Есть дети, которые осваивают до 90 учебных курсов за 2,5 года! В зависимости от выбранных курсов формируются группы учащихся (для каждого курса они могут быть разными).

Не это ли индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося? Не к этому ли стремится на современном этапе наше российское образование? Почему бы в старшей школе нам не попробовать внедрить эту идею? По окончании каждого курса дети пишут либо контрольную работу, либо сдают экзамен.

В Финляндии учащиеся в конце обучения сдают единый государственный экзамен. Процедура проведения ЕГЭ в Финляндии отличается от проведения ЕГЭ у нас. Финские учащиеся могут сдать ЕГЭ досрочно (даже в начале учебного года), для этого необходимо произвести разовую оплату в размере 28 €, а затем за каждый сдаваемый экзамен – по 25 €. При получении учащимся неудовлетворительной отметки у него есть возможность пересдачи экзамена 2 раза. Такой же возможностью, но только один раз, может воспользоваться учащийся, который недоволен своей отметкой за ЕГЭ (получил «4», а есть желание пересдать на «5»). Да, учащиеся пишут ЕГЭ в своём образовательном учреждении в присутствии своих учителей! Считают, что взаимоотношения между учащимися и учителями должны строиться на взаимном доверии, и в связи с этим не стоит лишний раз создавать ребёнку стрессовую ситуацию. Может быть, и нам стоит позаимствовать это самое «взаимное доверие» у финских учителей и учеников? Если учащийся не набирает определённого количества баллов для поступления в старшую школу или не хочет в ней обучаться, то у него есть возможность продолжить обучение в профессиональном училище. По окончании старшей школы, сдав ЕГЭ, можно продолжить получение образования в высшем учебном заведении. Для поступления в него необходимо сдать определённое количество вступительных экзаменов.

ЕГЭ не даёт право поступления в высшее учебное заведение без экзаменов, в отличие от наших школьников, которые уже по результатам ЕГЭ имеют возможность поступить в любое высшее учебное заведение страны. Каждое образовательное учреждение в Финляндии приспособлено для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: это и специально оборудованные в классных комнатах рабочие места, и лифты – подъёмники, и разметка на полу, и многое другое, так необходимое для нормального пребывания в школе данной категории учащихся. Вот она «безбарьерная образовательная среда», воплощённая в реальность! Вот оно, по-настоящему, инклюзивное образование! Нам есть, чему поучиться у финнов! За время нахождения в Финляндии побывали в нескольких школах, каждая из которых не только чем-то впечатлила, но и «подарила» идею для воплощения в жизнь!

Посещение школы в Сипоо Энтер оставило двойственное впечатление: удивление переплетённое с недоумением и непониманием. Удивление вызвало само здание школы, построенное по не типовому проекту: здание имеет форму цилиндра со стеклянными стенами во всю его высоту. Ещё большее удивление, а скорее непонимание, ждало нас внутри здания: стены не отштукатурены и не покрашены, швы между потолочными плитами перекрытия не обработаны, неширокая винтовая лестница, цементные ступеньки которой предстали перед нами в своём первоначальном виде. Директор школы, видя наши недоумевающие взгляды, поспешил объяснить: всё это сделано специально – дети должны видеть и знать, что ко всему в окружающем мире прикасается рука человека, и это уже само по себе является ценностью. Удивило и оборудование учебных кабинетов и мастерских с точки зрения пожарной безопасности – низкие потолки (до 2,5 м), по которым тянутся метры (а может быть и километры) проводов, не уложенных в кабель – каналы; отсутствие рассеивателей на лампах дневного освещения, более 30 компьютеров на площади в 50 м², полное отсутствие противопожарных дверей. С точки зрения российских стандартов пожарной безопасности такая школа никогда не была бы принята к новому учебному году.

В школе Сипоо Энтер (да и в других школах, которые мы посетили) отсутствуют какие-либо стационарные информационные стенды. Вся информация и для детей, и для педагогического персонала прикрепляется при помощи иголочек на пробковые панели на стенах, в том числе и фотографии учителей и учащихся, отличившихся в какой-либо области и принёсших славу своему учреждению, отпечатанные наспех на чёрно-белом принтере в формате 3х4. Наверное, отсутствие именно стационарных стендов с несменяемой на них неделями информацией должны кануть в лету, так как мы живём во время, когда информация быстро устаревает.

днако, я не могу принять небрежного, по-моему мнению, отношения к фотографиям участников образовательного процесса. Думаю, что фотографии достойных людей должны быть хорошо оформлены.

Уникальность этой школы заключается не только в самом здании, но и в том, что она совмещает старшие классы и профессиональную подготовку. Таким образом, по окончании школы, выпускники овладевают определёнными профессиональными навыками и могут найти работу в области IT или на производстве. Хорошо оборудованные учебные кабинеты позволяют говорить о хорошей подготовке учащихся в области IT-технологий, а стеклянные стены и двери классов не дают расслабиться ни учащимся, ни учителям. Хотя им в этом нет никакой необходимости, так как всё строится, повторюсь, на всеобщем доверии, в том числе и между администрацией образовательного учреждения и учителями.

Приятно удивили холлы школы – в них организованы Интернет-бары для учащихся. Во время перемен каждый из учащихся может воспользоваться компьютером для того, чтобы учесть пометки учителя и отредактировать выполненное накануне домашнее задание, выйти в Интернет или просто поиграть в компьютерную игру. Замечательная идея для воплощения в жизнь в отдельно взятой школе! Только немного пугает, как дети отнесутся к компьютерам в свободном доступе, смогут ли оценить заботу о них и не сломать столь чувствительную технику? Хотя, наши дети – самые замечательные, и, скорее всего, смогут понять необходимость создания в учреждении Интернет-бара!

Следующей школой, выбранной организаторами для посещения стала начальная школа «Звёздный луг» в городе Эспоо, уделяющая особое внимание развитию самооценки и хороших манер учащихся. В точно назначенное время двери школы открыл заместитель директора Велиюсси Киллийоки, проводил в учительскую, где нас радушно встретили учителя школы, напоили чаем с финскими булочками, круассанами и ватрушками (повеяло российским радушием, что было очень приятно).

Отдельно хочется остановиться на самом помещении учительской – большое, светлое, уютное, с плетёной мебелью, с рабочей зоной и зоной отдыха. Вот бы нашим учителям организовать в учительской зону отдыха! Так хочется, чтобы в наших школах внимание уделялось не только детям, но и педагогам! Особенность этой начальной школы заключается в том, что здесь обучаются наряду с обычными детьми 45 детей с ограниченными возможностями, для которых созданы условия не только во время учебного процесса, но и во внеурочное время. Нам показали фильм – сказку «Варежка», созданный от начала до конца детьми с двигательными нарушениями. Впечатлило! Если фильм смогли сделать дети с ограниченными возможностями, то мои детишки начальной школы тоже смогут это сделать. Почему бы не попробовать? Я думаю, стоит!

В школе Эспоо позаимствовала ещё одну идею – около каждого кабинета администратора висит своеобразный почтовый ящик, в который учащиеся кладут записки, излагая ту или иную проблему, предлагая свои замыслы и идеи! Живая обратная связь между участниками образовательного процесса в действии! Хотя, конечно, у каждой школы есть свой сайт и свой форум, где можно обсудить проблемы и выдвинуть предложения, но наличие почтовых ящиков, по-моему мнению, делает процесс общения более близким и понятным.

Учащиеся 5 – 6 классов начальной школы Эспоо создают и выпускают Интернет – газету, где рассказывают обо всех интересных событиях, произошедших в школе, и мероприятиях, которые ожидают учащихся впереди. Хорошая задумка! При наличии газеты, отпечатанной типографским способом, иметь газету в электронно-цифровом формате, причём информация в газетах друг друга не дублирует! Нужно обязательно использовать эту идею у себя в лицее!

Побывали мы ещё в одной школе в Эспоо, только уже старшей, в ней обучаются дети с десятого по двенадцатый класс. Поразили кабинеты школы и оформление холлов! Порадовало наличие электронных журналов и дневников – что-то очень близкое к нашему «Сетевому городу». Значит, не всё ни так у нас в России!

Поездка в Хельсинки дала очень многое. Конечно, «опыт перенять нельзя, но можно взять из него идею и воплотить её в жизнь»… пусть в отдельно взятом городе … или в отдельно взятом учреждении! Главное, чтобы было желание попробовать это сделать! Наверное, будут ошибки, но ведь «кто не делает, тот и не ошибается», я бы добавила: у того и не получается! К сожалению, нам в своих бедах свойственно обвинять всех: государство, которое не хочет заниматься нашими проблемами; родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей; самих детей, которые почему-то не хотят учиться. А не в нас ли самих, уважаемые учителя, дело? Разве не мы воспитываем тех самых детей, которые потом становятся родителями, которые не воспитывают своих детей? Разве не мы формируем ту самую государственную общность, которая затем принимает законы, направленные на нас? Так может быть пора начать с себя каждому из нас и тогда – государство станет справедливее, родители – ответственнее, а дети… Дети во все времена были замечательными!

29 июня 2012

Комментарии (1)

Гость
02.07.2012 в 17:31

еле дочитала до конца эти вирши. зачем все это. ничего же не возьмут. ничего не сделают. ну может, ящики повесят и будут следить, кто туда чего сунул.