
Снесено еще одно историческое сооружение Димитровграда -43-метровая Таратинская труба
В 17 часов 23 минуты 27 июля закончилась жизнь знаменитой Таратинской трубы, самого большого подобного сооружения Мелекесса. Она простояла на мелькомбинате 97 лет. И пала от старости и рук людей, не захотевших вовремя вложить деньги в ее реставрацию. Ее признали аварийной, всего за день обследовав и исключив из реестра особо охраняемых объектов - памятников истории и культуры регионального значения. После чего снесли без сожаления.
Переживали только простые горожане.
- Словно на похоронах бkизкого человека побывала, - вздыхает 82-летняя Людмила Антипова, которая всю жизнь прожила в Мелекессе-Димитровграде. Людмила Ивановна - потомок известного мелекесского рода Маркиных, купцов первой гильдии, таких же, каким был и Таратин, хозяин первой паровой мельницы в посаде, которой принадлежала эта 43-метровая труба. - Когда ее разрушили, люди фотографировались на память. Кирпичи на память брали. Радовались чему-то. Жутко стало... Что же это происходит? А следом и дом Таратина, что ли, снесут? Что еще? Всю историю и нас с ней вместе?!..
Работы
Двое суток понадобилось сотрудникам ООО "АльпТехник" из Москвы, специально приглашенным для выполнения столь сложной задачи. В пятницу, 26 июля, один за другим выбирали кирпичи из многогранника основания трубы со стороны улицы Куйбышева, чтобы легче было уронить колосса. Но обследование показало, что, помимо множества выбоин в кирпичной кладке, в стене изнутри имеется еще и большое количество трещин. Из-за этого могли возникнуть трудности с траекторией падения объекта. Грубо говоря - труба могла рухнуть куда угодно, наделав бед. Поэтому момент ее обрушения, намеченный поначалу на 6.30 утра 27 июля, трижды переносился. В последний момент для ускорения процесса пришлось применить специальную невзрывчатую расширяющую смесь.
Само место предполагаемого падения - створ - оградили металлическими листами, которые бы предотвратили разлетание обломков в разные стороны. Чтобы не возникло проблем с коммуникациями, было отключено все, начиная от линий электропередач и телефонов и заканчивая газом и водой. С обеих сторон перекрыла дорогу техника коммунальных служб.
Дождь
Все время производства работ в субботу район "Химмаша" от Речного переулка до пересечения улиц Куйбышева и Прониной, был оцеплен полицейскими кордонами. Стражи порядка стояли не только на дороге, но и на путях подхода. Перекрыли и мост Влюбленных. И свадебным кортежам приходилось довольствоваться фотографированием на маленьком пятачке с правой стороны Маркова пруда.
С самого утра город накрыла тяжелая туча. Дождь лил как из ведра. Полицейские еще шутили: мол, хорошо - меньше зевак. Но любопытные горожане нашли лазейку - аварийные мостки за детско-юношеской спортивной школой. И через них, а также на лодках спокойно пробирались на левый берег Мелекесски.
Корреспонденты "МВ" застали женщину, которая почти пять часов кружила по району и никак не могла попасть к себе домой. Ее отовсюду гоняли охранники. Несчастная возвращалась с ночной смены. Оказалось, она живет в двухэтажном доме под номером 224 по улице Куйбышева, где мать ждали трое голодных ребятишек. Наконец после вмешательства первого замглавы города Александра Барышева полицейские довезли ее до кордона со стороны "Эльдорадо", откуда она и дошла до дома. Над местом работ все время кружило потревоженное воронье.
Горожане говорили: беду накликают!
Она рухнула!
Незадолго до часа "х" дождь внезапно прекратился, небо прояснилось. И засияло солнце. Казалось, еще есть надежда, что труба не поддастся, выстоит. Но чуда не произошло. В 17.23 без какого-либо предупреждения со стороны ответственных лиц труба вдруг стала крениться в сторону, где до того стоял памятник Калинину, предусмотрительно демонтированный и вывезенный на склад. При падении она сломалась примерно посередине, и верхняя ее часть - словно туловище великана - какое-то время двигалась в сторону Мелекесски почти вертикально, словно гордо несла свою главу. А потом окончательно рухнула вниз, рассыпавшись в прах. Раздался сильный хлопок наподобие орудийного выстрела. Тонны пыли поднялись в воздух, а лопнувшие осколки кирпича полетели в ограждение.
Все произошло за несколько секунд. Рабочие тотчас стали разрушать забор и приступили к разбору завалов. Наверху кучи одним из первых оказался мэр Николай Горшенин. Он пожал руку специалистам фирмы "АльпТехник", и все удивлялся, насколько они великолепно просчитали траекторию падения. Не пострадало ни одно деревце.
Началось фотографирование на память. Александр Барышев обратил внимание, что на некоторых кирпичах есть заглавные буквы - Б и М.
- М - это, скорее всего, купец Марков, - констатировал Николай Анатольевич.
Кто-то разглядел дату - 1913. Но техника работала так споро, что проезжую часть, куда лег этот кусочек истории, освободили от обломков в считанные минуты. И этот кирпич отправился на свалку. Народ продолжал разбирать завалы, унося по домам понравившиеся обломки. Вскоре возобновился дождь. Словно сама природа оплакивала гибель памятника культуры.
- Купцы все, что строили, обязательно освящали, поэтому они так долго и стоят, - сказала "МВ" Людмила Антипова. - И вряд ли бог простит такое святотатство...
Программа
Эксперты из Ульяновского института "Спецпроектреставрация", работавшие в Димитровграде на прошлой неделе, расстарались не на шутку. Помимо Таратинской трубы, исключили из списка выявленных памятников истории и культуры еще семь из 16 объектов, входящих в комплекс "Мукомольный комбинат", который якобы охраняется государством.
По словам главы комитета по культурному наследию региона Шарпудина Хаутиева, это было сделано "не только потому, что объекты стали ветхими и аварийным, но и потому, что утратили свою ценность". Нет предмета охраны - нечего охранять.
- Комплекс "Мукомольный комбинат" - это объект регионального культурного наследия, но он принадлежит и частным структурам, а также - как, например труба, - городу, ведь она являлся частью имущественного комплекса котельной муниципального предприятия "Гортепло", - пояснил Шарпудин Маулиевич. - Многие утратили свой первоначальный вид в связи с многочисленными перестройками и заменой конструктивных и других элементов. Их уже фактически нет. Что в таком случае охранять? Пять лет назад еще что-то можно было сделать. В 2008 году я подготовил программу по восстановлению объектов культурного наследия Ульяновской области, которая была рассчитана на три года. Ее бюджет составил почти полмиллиона рублей. Деньги должны были выделяться на условиях софинансирования - часть федеральных средств, часть региональных, муниципальных и частных фирм, которые взяли на себя обязанность поддержания охраняемых зданий и сооружений, которые приобрели, в надлежащем виде. Но грянул кризис. И теперь мы имеем то, что имеем...
а что еще уничтожать собрались? вы написали про еще семь каких-то объектов из 16. что следующее?
Об этом читайте в "Местном времени" за 2 августа 2013г.
а почему здесь не пишете - про следующие объекты? может, надо было бы общественность поднять. что это такое - нашу старину под корень уничтожают. хотя некоторые дома и надо бы снести. людям там жить опасно. на куйбышева таких несколько.
Да, есть на Куйбышева ряд дореволюционной постройки домов, но их не сносить надо, а ремонтировать.
Общественность поднять??????????? А где была общественность, когда сносили ТРУБУ??????? Где была общественность, когда довели до сноса дом Женского начального училища? Где была та-же общественность, когда сломали 2-х этажное кирпичное здание, бывших мастерских начального мужского училища, впоследствии там размещался основной цех Макаронной фабрики...........Спасибо газете Местное время, что хотя бы поднимают эту проблему со сносом истории города.
Сейчас таким же образом доводит до уничтожения и сноса бывший Дом Таратина, где со времен царя Гороха не менялось покрытие крыши.......и поэтому потолок второго этажа находится весь в подпорках, что бы не рухнуть.......... Вот как мы относимся к своей истории. Замечу, в этом бы доме, могла бы разместиться первая картинная городская галерея... Но, наша власть занята всем........точнее даже не знаем чем......но, только не благоустройством города и сохранением памятников истории и культуры.
И не только дом Таратина........... Возьмите к примеру дом, бывшая усадьба Бечина, по ул. III Интернационала. Это один из первых каменных домов в Мелекессе.......... тоже, стоит без крыши. И это в центре города, рядом с театром Драмы.
Сейчас принят Закон, по которому штраф за порчу объектов исторического Наследия возрос до 20 миллионов. Вот бы штрафануть администрацию города на эту сумму и лично Главу города Горшенина, тогда бы может быть задумались, как сохранять историю города.
Но, самое интересное.........это то, что в центре города стоит памятник М. Прониной, а дом, где она жила, снесли...........на этом месте сейчас находится первая автостоянка по продаже автомобилей. Это напротив Торгового дома ГРАНД. Или парк за мостом влюбленных....В 1965 году решением Совета депутатов города было присвоено имя ПАРК ВЕЧНОЙ СЛАВЫ в честь 20 годовщины со дня Победы СССР над фашисткой Германией. Вот так то господа............. Самый бесхозный парк в нашем городе. Это наша память...... Так где же общественность? Кого там поднимать???? Не слышу голосов)))))))
Гость 09.08.2013 в 12:27 - и в чем там порча, простите? Я признаться, конечно, не особый специалист по культурным памятникам, но действующую, но износившуюся трубу как-то с трудом воспринимаю как памятник. Эдак, можно дойти того, что полувековые прогнившие канализационные трубы,причислить к памятникам и не менять их. Мол, они ж хрущевской благословенной поры. Мол, связаны с уникальной для нашего города эпохой строительства НИИАР и все такое разное... Думаю, какую-то разумную грань нужно найти, да? Не думаю, что Таратин думал, что его труба простоит 100 лет, и уж точно бы был не против того, чтоб ее заменили более современными и функциональными трубами. Не там, по ходу, мы культуру ищем. Матом надо меньше ругаться, вот где культура.
Я тоже считаю, что труба эта, как и в целом мукомольный комбинат с его здоровенными красного кирпича заброшенными зданиями, стоящими в центре города, мало связаны с культурным наследием. Одно дело, необычные дома и прекрасные дворцы, характеризующие эпоху, сделанные какими-то известными архитекторами, в которых жили какие-то замечательные люди, а другое дело здание для сугубо производственных прагматических нужд. По мне так, даже если бы эта труба была не изношена, ее следовало бы убрать. Уж больно нелепо она смотрелась чисто с эстетической стороны.
Тогда трудно Вам будет понять эстетику промышленного дизайна рубежа конца ХIХ начало ХХ веков. Вас господин гость почитать, то по Вашему мышлению надо снести и башню в Пизе, все равно она же наклонена. Или ряд дворцов в России)))) Это же развалины. И еще дополню, о какой эстетике Вы говорите? Что бы говорить о ней, надо ее понимать. Вам это не дано. Простите.Вы рассуждаете как Скалозуб из Горе от ума Грибоедова. Собрать все книги да и сжечь)))) Зачем они нужны, когда есть Интернет и оттуда все можно скачать. Зачем нам история, зачем нам старина?
13.08.2013 в 13:01 - ну зачем же передергивать? Колокольную башню 14(!!!) века вы сравнили с трубой котельной 1916 года? Простите, но это напоминает сакраментальную фразу Митрофанушки про дверь, которая прилагательное...Не путайте божий дар с яичницей. Ну а последнее ваше пафосное - "зачем нам история, зачем нам страна" - это вообще в стиле "сегодня с нами ты не пьешь - а завтра родину предашь". Чушь полная. И не надо мне приписывать то, что я не говорил. Ваши эротические фантазии мне не интересны. Вы лучше без размахивания руками и слюнобрызганья нас необразованных просветите конкретно по этой трубе: по каким именно признакам вы определили художественно-эстетическую ценность трубы, назовите хоть одно фото или картину, на которой эта труба фигурировала бы в контексте Димитровграда (как символ города). Поймите, никто не спорит, что любое строение нашего города так или иначе связано с историей нашего города. Другое дело, между дворцами (или просто домами), которые априори предполагают применение каких-то художественных воззрений автора (кстати, в данном случае не особо известного), связанных с архитектурной модой эпохи и пр., такие чисто функциональные строения как труба котельной этой функции (художественной) практически не несут. Фактор возраста памятника, по-моему, имеет решающее значение, даже превосходящее эстетическую ценность, только когда он реально значительный - ну уж точно не 97 лет. Опять же, если возвратиться к вашей особенности путать божий дар с яичницей, между "падающими" башнями (которых, кстати, великое множество) и разрушающимися трубами очень большая разница. Кстати, не припомню, чтобы где-то в мире перед трубами котельной благоговели как перед памятниками промышленного дизайна. В одном фильме помню, бушмены – те, которые в Африке, молились бутылке из под кока-колы. Признаюсь, там для этого гораздо больше оснований. Эдак, действительно, можно дойти до маразма и грудью встать на защиту старых канализационных труб, которые когда-нибудь (с трудом верится, но надежда умирает последней) все-таки заменят в нашем городе.
Гость..............Вы видите то, чего на самом деле НЕТ, Но Вы не видите то, что ЕСТЬ на самом деле. Ваш удел, молиться на бутылку из под Кока-Колы. Успехов Вам в вашем нелегком деле
А конкретней без пустобрехства слабо?
Конкретно............ Есть комплекс зданий под названием МУКОМОЛЬНАЯ МЕЛЬНИЦА на начало ХХ века. В этот комплекс входит ряд сооружений (16), в том числе и труба. Убери из этого комплекса одно сооружение и комплекс будет неполный, поэтому историческая ценность комплекса будет не представлять особый интерес. И самое главное, что тогда наши власти, без оглядки на историков будут дальше уничтожать этот исторический ансамбль, так как он не представляет уже одно целое. Вот принято решение о сносе еще 7 зданий из этого комплекса. Думаю, что в 2014 его полностью снесут. Вот и весь ответ.
"Мукомольная мельница"? Что-то не слышал, чтобы у нас в городе был такой комплекс. Может мЫльница? Так то для банных нужд)))Специалисты, гспди...)))